История Омского шинного: год за годом…

24 февраля 2012 года исполнилось 70 лет со дня выпуска первой сибирской шины

В истории Омского шинного завода чётко прослеживаются три этапа: первый – с 1938 по 1964 гг. – период становления в военные и послевоенные годы; второй – с 1964 по 1994 гг. – время расширения производства, достижения высоких экономических показателей и развития социальной сферы, закончившееся периодом спада производства; третий – с 1994 г. по настоящее время – сложный период приватизации и перестройки производства, завоевания утраченных позиций, выхода на новый качественный уровень работы.

 

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

(первый этап: 1938-1964 гг.)

Официальное решение о строительстве шинного завода в Омске было принято Советом Народных Комиссаров 16 марта 1938 года, а 1 июня вышел в свет Приказ № 422 по Народному комиссариату машиностроения «О строительстве Омского шинного завода в городе Омске». Строительные работы начались тогда же, 1938 году, однако они продвигались медленными темпами, и в 1941 году завод оказался не готов к вводу в эксплуатацию. Началась война, необходимо было принимать срочные меры, так как единственный действующий к тому времени Ярославский шинный нуждался в срочной эвакуации. Перебои с выпуском шин могли привести к дезорганизации всех транспортных перевозок в стране, особенно на фронте, поэтому быстрое налаживание в глубоком тылу производства шин становилось делом государственной важности.

Основная работа на строительстве развернулась глубокой осенью 1941-го. К тому времени были утверждены списки руководящего инженерно-технического состава, квалифицированных рабочих и мастеров. Их должны были выделить Ярославский и Ленинградский шинные заводы, Московский опытно-шинный завод, НИИ шинной промышленности. Были разработаны сводные заявки на ингредиенты и корд; развернулась разработка технической документации и размещение в городе заказов на производственный инвентарь; разработаны технологические карты по всем переделам производства, уточнены спецификации, составлены инструкции по всем рабочим местам.

Вскоре на площадку стали один за другим прибывать эшелоны с людьми и оборудованием с Ленинградского и Ярославского шинных заводов, Ленинградского сажевого завода. Работали на строительстве круглосуточно, при любой погоде. Люди сутками не уходили с производства: отработав по 12 часов на строительстве, шли разгружать вагоны с оборудованием и сырьем.

Основные строительные и монтажные работы велись в пяти­этажном главном корпусе, не имевшем потолка и внутри зане­сенном снегом. На открытых галереях по всем этажам распола­гались цеха. Не дожидаясь сооружения крыши, здесь сразу же начали подготовку фундаментов под тяжелое оборудование, монтаж которого был проведен на холоде, под открытым небом.

Вспоминает Павел Григорьевич ПРИХОДЬКО, пришедший на завод в 1941 году 14-летним пареньком и ушедший на заслуженный отдых в должности заместителя генераль­ного директора по коммерческим вопросам:

- В военное лихолетье заводу катастрофически не хватало людей, не говоря уже о технике. Так, роль котельных выпол­няли четыре паровоза серии «ОВ», или «овечки». Корд, сажа и другие полуфабрикаты перевозились большей частью вруч­ную, на тележках, да гужевым транспортом. На заводе с са­мого начала войны существовала конная база, и этот древ­нейший вид транспорта играл для предприятия огромную роль. На конюшне было около полусотни лошадей, для кото­рых специально сеяли овес и заготавливали сено. Компанию им составляли быки – поистине экзотический даже тогда транспорт. На весь завод славился бык Борька, возивший те­лежки со шлаком. Котельщики его звали уважительно, по имени-отчеству: Борис Иванович. Он был удивительно дисци­плинирован, отлично понимал свои «должностные обязанно­сти», и, словно по часам, точно знал, когда пора начинать и заканчивать работу. Почти десять лет Борис Иванович был нашим верным и надежным помощником .

За самоотверженный труд на строительстве Омского шинного завода его первый директор Владимир Петрович Чесноков и экскаваторщик Алексей Степанович Лазуткин получили звание Героя Социалистического Труда.

В годы войны Омский шинный завод был единственным пред­приятием в стране, от которого фронт и тыл ждали автопокрышки: дорог был каждый день, каждый час. 24 февраля 1942 года – дата, которую считают днем рождения Омского шинного завода. В этот день была собрана первая омская покрышка размера 6,50-20 для «полуторки».

Выпуск первых партий шин сопровождался исключительными трудностями: от несовершенного оборудования до неотрабо­танных технологических схем. Не было нужного ассортимента каучуков, сажи, ускорителей. Главный корпус все еще стоял без крыши, и сборка первых покрышек шла при минусовой темпера­туре. Требовались камеры – а условий для их изготовления не было вовсе: камерного цеха просто не существовало. Выручала смекалка русского мастерового человека, умеющего найти вы­ход из любой ситуации.

Вспоминает Петр Дмитриевич ФИЛАТОВ, закройщик пер­вой покрышки:

- В день, когда выпускали первую покрышку, у сборочного станка собралось много людей. Каждому хотелось принять хоть какое-то участие в выпуске первой сибирской шины. Я для этой покрышки раскраивал корд. Резательная машина была какой-то незнакомой конструкции, и, как ни старались, наладить ее в тот день так и не смогли. Натер мелом нитку, натягивал ее и резко отпускал: на корде оставался четкий след. С помощью закатчицы разрезал корд ножницами – и дело пошло. С таким же трудом были изготовлены и ос­тальные полуфабрикаты.

Пропитку корда доверили потомственной каландровожа­той ленинградке Ирине Ивановне Орловой, которая позже была удостоена звания Героя Социалистического Труда. А вот собирала покрышку молодая работница Ольга Воронцова. Все очень волновались – а Ольга работала спокойно, не то­ропясь выполняя каждую операцию. Окончание сборки было встречено радостными криками и аплодисментами.

Через месяц омичи дали стране первые 500 шин, которые увезли на фронт в вагоне, прицепленном к воинскому эшелону.

Всего в 1942-1945 гг. Омский шинный выпускал 5 типоразмеров шин, в том числе авиационных, и гусеничные катки для танков. В 1943 году молодое предприятие трижды становилось победи­телем соцсоревнования среди предприятий Наркомата резино­вой промышленности. В 1944-м заводу дважды вручалось Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР. В 1945 году 19 лучших производственников награждены орденами и медалями. Около тысячи шинников удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Год за годом…

1945 год

Первый выпуск молодых специалистов в заводском техникуме.

1946 год

Введён в эксплуатацию второй корпус – вальцовка. Создан первый технический совет при главном инженере. Первое переселение жильцов из землянок призаводского посёлка в новый дом. Начал работать заводской клуб с залом на 600 мест.

1947 год

Начато производство шин на новом синтетическом каучуке «БунаЭС».

1948 год

Вышел первый номер заводской многотиражной газеты «Шинник». Начала работать техническая библиотека. Рационализаторы завода за год сэкономили 200 тысяч рублей.

1951 год

На официальных испытаниях продукции шинных заводов омские покрышки прошли более 75000 километров – по тем временам это был выдающийся показатель.

Освоено производство пяти размеров покрышек из резины, содержащей 100% синтетического каучука.

1952 год

Расширен ассортимент шин, к 1953 году выпускается 14 наименований. Открыт лагерь «Буревестник».

1953 год

На заводе организовано велопроизводство на 1500 штук велошин в сутки.

1954 год

Звание «Лучший вулканизаторщик покрышек шинной промышленности» присвоено бригадирам цеха вулканизации.

1955 год

Введён в эксплуатацию корпус 29-31, в котором разместились испытательная станция, экспериментальная мастерская, ОКБ-2 и др.

1957год

Министерство химической промышленности приняло решение об увеличении мощности завода в два раза. Шинный завод первым в городе перешёл на семичасовой рабочий день и новую систему оплаты труда. В результате – средняя заработная плата рабочих увеличилась на 8%.

1959 год

Осуществление плана технического прогресса позволило повысить производительность труда на 5,3%, дало экономический эффект более 11 миллионов рублей. Вступил в строй новый корпус велопроизводства.

1960 год

Принята в эксплуатацию пристройка корпуса 29-31 – цех металлокордных шин. Освоение промышленного производства таких шин (260-20) на заводе начато впервые в СССР. В начале 60-х годов завод приступил к реконструкции и техническому перевооружению, освоению новых технологий производства шин, применению новых современных материалов. Выросли новые производственные корпуса, по объёму и уровню производительности труда Омский шинный завод вышел на первое место в нефтехимической отрасли.

1961 год

Выпущена первая металлокордная шина. Пробег омских шин с металлокордом превысил 100000 километров (до этого максимальный пробег, 75000 километров, принадлежал западногерманской фирме «Континенталь»).

1962 год

Завод начал освоение новых шин типа «Р».

«…Их производство только начали осваивать. Омские шинники успели отправить на испытания совсем немного этой «модной» - выносливой и красивой – автомобильной обуви. Всего 200 покрышек.

На широкую дорогу шины «Р» и «РС» выйдут с пуском строящихся на заводе цехов и с завершением реконструкции действующих. А пока здесь ведут опытные и исследовательские работы, осваивают технологию, конструируют оснастку и пресс-формы, модернизируют оборудование. Перед шинниками стоит грандиозная задача – выпустить в будущем году десятки тысяч новых автомобильных шин, которые знаменуют собой наступление новой эры в шинной промышленности…» (Омская правда» 23.12.62.)

В Саргатском районе сооружена заводская туристско-охотничья база.

1963 год

Вступил в строй корпус № 7 подготовительного цеха, корпус № 51 цеха вулканизации, «дворик» с Z -образным каландром, корпус № 67 для использования отходов и изготовления изделий промтехники. Вступила в строй новая компрессорная, построены градирня, холодильная установка и склад оборудования. Новый корпус (№ 59) получила центральная заводская лаборатория. Завершено строительство и принят в эксплуатацию энергокорпус (№ 54)…

Директором завода с 1956 по 1964 год, то есть в то время, когда вводились в строй основные, действующие и поныне, производственные корпуса, был Борис Казимирович Боровицкий – блестящий организатор производства, великолепный профессионал, человек, безошибочно определявший перспективы и тенденции развития отрасли, практик.

ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ «ОМСКШИНА»

(второй этап: 1964 – 1994 гг.)

На смену годам военного лихолетья и послевоенному сверхнапряжению сил, когда на омском шинном обрела свои нынешние очертания промышленная площадка, а рабочие и специалисты всё ещё жили практически в условиях «военного времени», пришла пора заняться в том числе и социально-бытовыми условиями жизни шинников. Все силы и средства, как это было и в войну, теперь были брошены, по приказу «партии и Родины», на строительство жилья, социальных объектов, одним словом на улучшение условий жизни работников завода. Именно в этот период за «Омскшиной» прочно закрепились такие громкие словосочетания и эпитеты как «первенец омской нефтехимии», «градообразующее предприятие, успешно решающее социально-бытовые вопросы» и все они оказались неразрывно связанными с именем Героя Социалистического Труда Петра Васильевича Будеркина, возглавлявшего на протяжении трех десятков лет Омский шинный завод. За это время было сдано более трехсот тысяч квадратных метров жилья, построено четыре молодёжных общежития, более десятка детских дошкольных учреждений, МСЧ № 9, прекрасный Дворец культуры, санаторий-профилакторий «Мечта», детский лагерь «Буревестник», спортивный комплекс «Шинник», база отдыха «Зелёная роща» и др.

 

Год за годом…

1964 год

Вступила в строй первая очередь бытового корпуса. Изготовлена опытная партия бескамерных шин размера 6,70-15 модели И-194.

1965 год

Принят в эксплуатацию корпус № 57 нового ремонтно-механического цеха. На заводе создан совет мастеров. В Парке культуры и отдыха шинники отметили первый День химика.

1967 год

Вступил в строй цех радиальных шин. На левом берегу Иртыша введён в эксплуатацию санаторий-профилакторий «Мечта».

1970 год

Начинается присвоение почётного звания «Заслуженный ветеран завода».

1971 год, 8 января

Указом Президиума Верховного Совета СССР «За досрочное выполнение заданий пятилетнего плана и достигнутые успехи в совершенствовании производства, разработке новых изделий» Омский шинный завод награждён орденом Ленина.

С 1943 года предприятию неоднократно вручалось Красное знамя Государственного Комитета обороны; горкома ВКП (б) и исполкома горсовета; Совета Министров РСФСР и ВЦСПС; Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, множество почётных грамот. Только за годы десятой пятилетки коллектив 17 раз выходил победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании, и ему присуждалось переходящее Красное знамя министерства и ЦК профсоюзов. В 1972 году коллектив Омского ордена Ленина шинного завода награждён ЮБИЛЕЙНЫМ ПОЧЁТНЫМ ЗНАКОМ, в 1976 году - памятным знаком «ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ В ДЕВЯТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ», в 1986 году - памятным знаком «ЗА ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО В ОДИННАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКЕ».

1975 год

Создана детско-юношеская спортивная школа в коллективе физкультуры предприятия.

1977 год

На Омском шинном заводе была выпущена 100-миллионная автопокрышка шинной промышленности страны с начала пятилетки.

1979 год

Отраслевое министерство приняло решение о создании производственного объединения (ПО) «Омскшина», в состав которого, кроме головного завода, войдут заводы немассовых размеров шин и крупногабаритных шин.

В объединении внедрена и успешно функционирует Комплексная Система Управления Качеством Продукции (КС УКП).

1982-1988 годы

Участвуя в соревнованиях, объявленных Президиумом ВЦСПС и Государственным комитетом СССР по стандартам, за этот период объединение выходило шесть раз победителем и награждалось Дипломом ВЦСПС и Госстандарта СССР «За достижение наилучших показателей по выпуску продукции высшей категории качества», Почётной грамотой.

1989 год

Омские шины экспортируются в 35 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки,

1991 год

По состоянию на 1 января мощность возросла до 5,7 миллиона автомотошин, 5,6 миллиона велошин, 600 тысяч спортивных велотрубок. Списочная численность – 11400 человек, в т.ч. 10500 рабочих.

1992-1994 годы

Спад производства.

1993 год, декабрь

В результате приватизации государственного предприятия ПО «Омскшина» создаётся: Акционерное общество открытого типа (АООТ) «Омскшина».

 

ПОД ФЛАГОМ УСПЕШНОЙ КОМПАНИИ

(третий этап: 1994 г. – настоящее время)

 

На момент распада СССР Омский шинный завод оказался в весьма сложном положении, в котором находились так или иначе все промышленные предприятия страны: несмотря на огромные объемы производства (до 5,7 млн. автомотошин), продукция являлась нерентабельной и устаревшей.

В условиях рыночной экономики такие шины не могли конкурировать с импортными, поэтому в последующие несколько лет произошел серьезный спад производства. Стало очевидным заметное технологическое отставание предприятия. Эти проблемы требовали серьезных изменений и активных действий по модернизации оборудования и технологий, которые не могли быть предприняты руководством завода на тот момент в силу сложного финансового положения.

Одним из самых успешных действий тех лет стало создание совместного предприятия с зарубежным производителем. 27 июня 1995 г. в конференц-зале АО «Омскшина» состоялось презентация совместной российско-словацкой фирмы «Матадор-Омскшина». Этот совместный проект получил широкую огласку в деловых кругах и прессе как внутри страны, так и за ее пределами. До сих пор СП «Матадор-Омскшина» остается единственным примером успешного в долгосрочной перспективе совместного предприятия российского производителя с иностранной компанией в шинной отрасли России.

Тем не менее, общее состояние финансово-хозяйственной деятельности на «Омскшине» с устаревшим оборудованием и технологиями оставалось неудовлетворительным. Ситуация стала меняться к лучшему лишь с 1999 г., когда омский завод вошел в состав АК «Сибур», что обеспечило гарантированные поставки сырья и сбыт продукции. В августе 2003 г. для управления деятельностью в области шинной промышленности в структуре холдинга была создана Дирекция шин и РТИ. С 1 января 2006 г. «Омскшина» вошла в состав холдинга «СИБУР - Русские шины».

Вхождение завода в состав крупнейшего производителя шин в Центральной и Восточной Европе, безусловно, способствовало развитию предприятия: впервые с советских времен в модернизацию стали вкладываться серьезные инвестиции, направленные на применение инновационных технологий, используемых в западных компаниях. «СИБУР – Русские шины» принял на себя функции не только разработки стратегии, инвестиционных проектов и операционного контроля, но и реализации и продвижения продукции завода.

Руководство «СИБУР – Русские шины» стало разрабатывать амбициозные инвестиционные программы модернизации производств и оборудования. Так, например, в настоящее время весьма успешно реализуется проект по увеличению выпуска шин для грузовых автомобилей объемом около 350 млн.руб. инвестиций, что позволило не только увеличить объёмы производства продукции, но и за счёт установки нового оборудования значительно повысить качество выпускаемой продукции. Конечным результатом реализации этой деятельности явилось достижение в конце прошедшего года рекордной за всю историю завода выработки – более 254 тыс. автопокрышек в месяц. Причём около ? объема производства составляют шины радиальной конструкции.

Несомненно, одним из важнейших событий последних лет в истории предприятия стало решение руководства холдинга «СИБУР – Русские шины» начать производство комбинированных грузовых шин под брендом TyRex на мощностях завода. Было принято решение о проведении технического перевооружения производства радиальных шин без остановки выпуска продукции и на существующих площадях.

На сегодняшний день «Омскшина» – второе крупнейшее предприятие по производству шин на территории России. В преддверии своего 60-летия, в 2002 г. завод выпустил 180-миллионную шину со дня пуска. В рамках программы повышения специализации шинных заводов, разработанной руководством «СИБУР – Русские шины, было принято решение с 1 января 2005 г. полностью передать производство легковых шин СП «Матадор-Омскшина», таким образом, «Омскшина» специализируется на выпуске грузовых шин.

В 2006 г. заводом было выпущено более 2,5 млн. автошин. В настоящий момент предприятие выпускает порядка 50 типоразмеров и моделей грузовых шин радиальной и диагональной конструкций для автомобилей «Урал», «КамАЗ», тракторов «Беларусь» и «Т-40», автоприцепов, разнообразных моделей автобусов, троллейбусов и велосипедов. Об успехах новой политики холдинга по отношению к «Омскшине» свидетельствует и тот факт, что завод входит в число 200 крупнейших предприятий России по объёму реализации продукции в рейтинге, по данным «Эксперт РА».

В ОАО «Омскшина» постоянно работают над обновлением и расширением ассортимента выпускаемой продукции, повышением её качества. В 2011 году заводом было выпущено более 1,7 млн. шин. По итогам 2005-2010 гг. ОАО «Омскшина» признано лучшим предприятием ОАО «СИБУР – Русские шины», а по итогам 2011 года – лучшим предприятием ЗАО «СИБУР Холдинг».

В конце 2011 года в Холдинге «СИБУР – Русские шины» произошли важные изменения, одно из которых – выкуп у компании Continental AG 50% доли в ЗАО СП «Матадор-Омскшина» и переименование его в ЗАО «Кордиант-Восток»; второе – смена акционера, в результате которой группа инвесторов, включающая в себя менеджмент ОАО «СИБУР – Русские шины», закрыла сделку по покупке основных активов, составлявших ядро шинного бизнеса, у «СИБУР Холдинга» и весной 2012 года переименовала компанию в ОАО «Кордиант». Эти события дали толчок процессам интеграции двух омских шинных заводов и развитию инвестиционных проектов. Так, например, в настоящее время на «Омскшине» монтируется оборудование для производства современных цельнометаллокордных (ЦМК) шин размерностью 20 дюймов. В среднесрочной перспективе – производство крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин.

Таким образом, 70-летняя история Омского шинного завода во втором десятилетии XXI века продолжается уже в рамках Холдинга «Кордиант» – современной успешной компании, ориентированной на модернизацию шинного производства и выпуск качественной продукции.

 

ОАО «Омскшина» - это славная 70-летняя история, полная побед и свершений, верность традициям, люди, имена и достижения которых навеки вписаны в трудовую летопись Омского шинного, это и сегодняшние работники акционерного общества, которые успешно продолжают дело основателей завода.